Местно с сотрудниками гибдд мвд россии задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя внутренних дел - страница 26

Местно с сотрудниками гибдд мвд россии задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя внутренних дел - страница 26


Большой удельный вес в работах ВНИИБД занимали исследования причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий, проблем снижения тяжести их последствий.

Итогом научной деятельности стали рекомендации по повышению безопасности конструкции транспортных средств, улучшению содержания улиц и дорог, совершенствованию системы организации послеаварийных действий и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Введение в стране ограничения скорости движения транспортных средств и обязательного применения ремней безопасности обусловило существенное снижение темпов роста показателей аварийности.

Силами института были разработаны основополагающие стандарты в области организации дорожного движения (ГОСТ 13508-74, 10807-78, 23457-79, 24501-82, 25695-83) и повышения эксплуатационной безопасности транспортных средств (ГОСТ 21392-75, 24333-80, 25478-82). Они сыграли важную роль в становлении государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. В 1980-1984 гг. выполнены комплексные исследования по повышению пассивной безопасности дорог. По их результатам разработаны стандарты и типовые конструкции металлических балочных ограждений для дорог.

В 1979 г. с учетом международных конвенций о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах была разработана новая редакция правил дорожного движения. В период с 1979 по 1982 г. на практике были апробированы новые методы организации движения: «реверсивное регулирование» и метод обеспечения приоритета общественному транспорту, что дало возможность рекомендовать эти методы для внедрения.

На ведомственном уровне определенные усилия научных работников были направлены на совершенствование правового статуса и нормативной основы деятельности Госавтоинспекции. Разрабатывались положение о службе, наставления, инструкции, иные нормативные правовые акты МВД. Проведен эксперимент по учету нарушений правил дорожного движения с помощью балльной системы, который позволил уже позже — в 1992 г. — ввести законодательную норму, предусматривающую учет штрафных баллов при решении вопроса о применении к нарушителю санкций в виде лишения права управления транспортными средствами.

Совместно со специализированными предприятиями оборонного комплекса были разработаны и внедрены в производство малогабаритные радиолокационные измерители скорости «Барьер» и «Электроника», лазерный измеритель скорости, передвижной комплекс для стереофотограмметрической фиксации обстановки на месте ДТП, аварийноспасательное оборудование для ликвидации последствий происшествий. Повышена техническая оснащенность сотрудников инспекции, осуществляющих прием квалификационных экзаменов и выдачу водительских удостоверений. Институтом оказана методическая помощь по разработке и внедрению в ряде регионов автоматизированных систем учета автотранспорта и административных нарушений.

По решению Государственного комитета по науке и технике СССР институт стал головным по проблеме «Безопасность дорожного движения» и координировал деятельность научных учреждений страны. Институт активно взаимодействовал как с отечественными, так и с зарубежными исследовательскими организациями по вопросам обеспечения безопасности движения, его специалисты участвовали в работе международных организаций в рамках СЭВ и ЕЭК ООН.

Были установлены двусторонние контакты с научными организациями, полицией (милицией) Болгарии, Германии, Польши, США, Финляндии, Франции.

Эффективность деятельности ВНИИБД во многом определялась удачным подбором кадров опытных практиков и молодых ученых, работавших с большим желанием. Средний возраст сотрудников составлял 35 лет. Научный потенциал института заметно возрастал, членов его коллектива знали, с их работами считались специалисты во всей стране. Непрерывно повышалась квалификация личного состава. Так, в 1975 г. сотрудников с ученой степенью кандидата наук было 19, в 1980 и 1985 гг. соответственно — 30 и 36 человек.

Казалось бы, что институт имел хорошие перспективы развития, однако судьба ВНИИБД и его коллектива сложилась иначе. В ноябре 1985 г. институт был упразднен, определенная часть тематики передана во ВНИИПО, НИИСТ, ЦНИПФЛ МВД СССР.

Многие специалисты были приняты в эти организации или нашли работу в народном хозяйстве. Оставшаяся часть сотрудников влилась во вновь образованную научно-исследовательскую лабораторию № 7 в составе ВНИИ МВД СССР. Ликвидация ВНИИБД привела к сокращению численности коллектива почти в 3 раза, потере хорошо оснащенной лабораторной базы, вычислительного центра, библиотеки, типографии. Все это не могло не сказаться на результатах работы. Потребовались время и огромные усилия для частичного восстановления утраченных позиций. Была пересмотрена концепция исследовательской работы коллектива, основное внимание сосредоточено на научно-методическом обеспечении деятельности Госавтоинспекции, разработке и обновлении нормативной базы, проведении конкретных социологических исследований.

В период существования НИЛ-7 были разработаны последние союзные правила дорожного движения, введенные в действие с 1 января 1987 г., утверждены новые ГОСТ 23457-86, 26804-86, подготовлен ряд ведомственных нормативных актов. Результаты работы лаборатории оценивались положительно, но она не могла проводить исследования по многим проблемам обеспечения безопасности дорожного движения и деятельности Госавтоинспекции.

Уже через три года распоряжением Совета Министров СССР от 27 декабря 1988 г. № 2599-р институт был восстановлен и стал называться Всесоюзным научно-исследовательским центром по безопасности дорожного движения МВД СССР, просуществовавшим до конца 1991 г.

НИЛ-7 ВНИИ и ВНИЦБД возглавлял доктор юридических наук, профессор, полковник милиции И.И. Веремеенко (ныне — заведующий кафедрой административного и финансового права МГИМО). В это время по штату численность ВНИЦБД составляла 135 человек, в нем трудились 2 доктора наук и 27 кандидатов наук.

В 1989-1990 гг. учеными ВНИЦБД внесены предложения по совершенствованию законодательства об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Начата работа по созданию общегосударственной информационно-поисковой системы Госавтоинспекции. Возобновилось регулярное издание сборников научных трудов, пособий, методических рекомендаций для практических работников.

Были разработаны и утверждены ГОСТ 34.401 -90, 25478-91, внесены изменения в ГОСТ 13508-74 и 10807-78. Подготовлены и утверждены Госстроем СССР и МВД СССР методические положения по проектированию комплексных схем организации движения в городах, создан оригинальный программный продукт для автоматизации отдельных видов работ, выполняемых сотрудниками инспекции, разработаны новые правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств. Вместе с тем из тематики исследований были исключены некоторые работы, выходящие за рамки функций Госавтоинспекции. Так, сначала были резко сокращены, а с 1992 г. вообще приостановлены работы по созданию автоматизированных систем управления дорожным движением.

С 1991 г. работает технический комитет по стандартизации «Безопасность дорожного движения» (ТК-278), который организует подготовку, рассмотрение и представление на утверждение в Госстандарт России нормативно-технических документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Этим межведомственным формированием, созданным на базе центра, дана путевка в жизнь многим государственным стандартам.

Ориентация научных исследований на разработку проблем деятельности ГАИ стала еще большей, когда в соответствии с приказом МВД России от 20.02.92 г. № 51 был образован Научно-исследовательский центр ГАИ МВД России (на правах института). В целях повышения согласованности и оперативности в решении задач, поставленных перед службой, научно-исследовательский центр был включен в состав ГУГАИ МВД России, возглавляемого генерал-майором милиции В.А. Федоровым.

Начальник НИЦ ГАИ полковник милиции Ю.Н. Ольховников (ныне — начальник кафедры Управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России, кандидат технических наук, генерал-майор милиции) по должности являлся заместителем начальника ГУГАИ МВД России. Штатная численность сотрудников НИЦ ГАИ составляла 104 человека.

Совместно со специализированными организациями центр провел работу, результатом которой стало создание федеральной АИПС розыска автотранспорта. Ее использование главным образом способствовало в последующие 5 лет сокращению почти в 2,5 раза числа краж и угонов транспортных средств. АИПС «Розыск» стала основой для формирования и применения в деятельности подразделений службы других подсистем («Документ», «Автомобиль») и баз данных криминальной информации («Лица», «Оружие»).

В 1997 г. была внедрена АИПС обработки первичных документов о ДТП на федеральном и региональном уровнях. Центр готовит текущую информацию и издает статистические сборники о состоянии аварийности на автодорогах страны.

Специалисты центра активно работали при подготовке изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (1992 г.), федерального закона «О безопасности дорожного движения» (1995 г.), Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России на 1996-1998 гг.» (1996 г.), Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, которая была подписана 28 марта 1997 г. Советом глав государств СНГ.

Научные сотрудники приняли непосредственное участие в разработке нормативно-методической базы лицензирования производства спецпродукции, ведомственных нормативных правовых актов российской ГАИ (наставлений, инструкций и т.п.). Повышен статус некоторых документов. Так, решениями Правительства Российской Федерации были утверждены Правила государственного технического осмотра автомототранспорта (1993 г.), Порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (1994 г.), Правила учета дорожно-транспортных происшествий (1995 г.), Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (1997 г.).

НИЦ ГАИ разрабатывает тактико-технические требования к оперативно-техническим средствам ГАИ, участвует в их создании, опытной эксплуатации, проводит научно-техническую экспертизу образцов приборов.

В 1993-1997 гг. разработаны малогабаритные измерители скорости ПРИС-1, «Сокол», «Искра», телевизионный фиксатор нарушений правил дорожного движения, фотодокументирующий комплекс «Фодоком-2к», устройство для измерения люфта рулевого управления автомобилей, прибор для контроля эффективности их торможения.

В 1996-1998 гг. центр участвовал в 12 выставках, автосалонах и т.п., среди которых следует отметить V Международную специализированную выставку технических средств обеспечения безопасности дорожного движения «Интерсигналдортранс-97», прошедшую впервые после 10-летнего перерыва. На международной выставке «MIPS-98» НИЦ ГАИ отмечен за разработку и внедрение в производство прибора для определения признаков подделки номеров кузовов транспортных средств.

Систематически изучается общественное мнение о деятельности ГАИ, организуются и проводятся социологические опросы, на основе которых готовятся предложения, направленные на совершенствование работы ГАИ.

Центром разработана и в 1996 г. направлена в ГАИ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации типовая методика изучения общественного мнения о работе региональных ГАИ, широко используемая в настоящее время, подготовлены методические рекомендации по вопросам воспитания личного состава, обучения руководителей аппаратов и подразделений ГАИ современным формам и методам работы с подчиненными.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, а Министерством — концепция развития и совершенствования ее деятельности до 2005 г. Основными разработчиками этих документов, положивших начало реформированию службы, стали сотрудники центра.

Последовавшие затем организационно-штатные мероприятия коснулись и науки. Приказом МВД России от 17 августа 1998 г. № 497 утверждена структура НИЦ ГИБДД (на правах института). В него вошли 2 лаборатории (по 3 отдела в каждой), 2 самостоятельных отдела, финансовое отделение, группа кадров и канцелярия. Общая численность сотрудников — 86 человек. Центр возглавляет доктор юридических наук генерал-майор милиции А.Ю. Якимов, ранее работавший во ВНИЦБД. Он же по должности является заместителем начальника ГУГИБДД МВД России.

Примечательным событием стало включение в состав одной из лабораторий федерального центра систем информационного обеспечения ГИБДД, прежде действовавшего как практическое подразделение.

Таким образом, на НИЦ замкнут весь комплекс работ по созданию и внедрению автоматизированных систем, возложена ответственность за функционирование федеральных баз данных ГИБДД.

НИЦ ГИБДД МВД России аккредитован Госстандартом России в качестве органа по сертификации специальных транспортных средств, технических средств ГАИ и средств организации дорожного движения. В 1996-1998 гг. выданы сертификаты на 74 транспортное средство и 206 технических средств.

Основными направлениями международного сотрудничества НИЦ ГИБДД являются активная работа в КВТ ЕЭК ООН, обмен научно-технической информацией с профильными исследовательскими организациями Великобритании, Дании, Нидерландов и других европейских стран.

Сотрудники центра ежегодно повышают квалификацию на учебных курсах в Швеции, принимают участие в различных международных семинарах, знакомятся с опытом работы полиции, находясь в зарубежных командировках. В 1996 г. свою работу начала секция ветеранов.

На регулярно проводимых собраниях они с удовольствием общаются друг с другом, чествуют юбиляров, встречаются с сотрудниками центра. Группа старейших работников посетила выставку «Интерсигналдор-транс-97», в организации и проведении которой ранее им приходилось неоднократно участвовать.

Сегодня в НИЦ ГИБДД трудятся специалисты самого разного профиля: юристы, дорожники, автомобилисты, математики, экономисты, врачи, психологи, социологи, педагоги.

Среди них доктора и кандидаты наук, немало высококвалифицированных специалистов, имеющих большой опыт научной и практической работы: С. Н. Антонов, М. Б. Афанасьев, Е. А. Бозина, В. Т. Капитанов, Е. А. Козловская, В. Д. Кондратьев, А. Б. Котенев, А. Л. Левченко, Н. Д. Милешкина, М. И. Попов, Б. М. Савин, Ю. М. Шелегеда.

Много квалифицированных сотрудников, имеющих большой опыт практической работы. Ряд бывших работников центра успешно продолжают трудовую деятельность в системе МВД России. Так, генерал-майор милиции С.В. Шауро возглавляет ГИЦ МВД России, полковник милиции А.К. Бурканов является заместителем начальника ВНИИ, полковник внутренней службы С.П. Кабанов руководит кафедрой Московского института пожарной безопасности.

Внесли свой вклад в науку и руководители ряда регионов. В последние годы защитили диссертации на соискание ученой степени доктора наук: полковник милиции Р. Н. Минниханов — начальник УГИБДД МВД Республики Татарстан, полковник милиции В. П. Мовчан — начальник УГИБДД ГУВД Пермской области, кандидат наук: полковник милиции А. П. Кунаков — начальник УГИБДД УВД Владимирской области, полковник милиции Л. А. Пашин — начальник УГИБДД УВД Орловской области.

Ряд сотрудников Центра избраны действительными членами и членами-корреспондентами Российской Академии транспорта, Академии медико-технологических наук России, Академии проблем качества России и других Академий. НИЦ ГИБДД МВД России является коллективным членом Российской Академии транспорта, Академии проблем качества, Ассоциации автомобильных инженеров России. Все это свидетельствует о признании заслуг Центра научной общественностью страны.

Коллектив НИЦ ГИБДД МВД России стремится делать все возможное для того, чтобы милицейская наука стала действенным помощником Государственной инспекции, возглавляемой ее начальником генерал-лейтенантом милиции В.А. Федоровым, в нелегкой работе по обеспечению безопасности дорожного движения.


Цели и задачи ДПС
Ни в одной сфере общественных отношений не совершается такое огромное количество правонарушений, как в процессе дорожного движения. Собственно на долю ГИБДД приходится до 80% объема административной практики органов внутренних дел. В системе же подразделений государственной инспекции подавляющее количество административных правонарушений выявлено сотрудниками ДПС непосредственно в процессе дорожного движения.


Исторически наиболее эффективной формой организации ДПС признаны строевые подразделения: полки, батальоны, роты, взводы. Они осуществляют оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в сфере дорожного движения, а также участвуют в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с преступностью, прежде всего - на дорогах.

Еще в конце 80-х годов существовало мнение о нецелесообразности укрупнения этих подразделений ГИБДД, даже предпринимались попытки свертывания имеющихся формирований и рассредоточения личного состава по горрайорганам.

Однако быстрый рост автомобильного парка, обострение криминальной обстановки как в целом в обществе, так и в дорожном движении, необходимость в быстром маневрировании силами и средствами продиктовали необходимость формирования крупных подразделений, что и было официально определено в наставлении по службе (1994).


Уже в 1992-93 гг. создаются полки ДПС в гг. Краснодаре, Перми и Санкт-Петербурге, в 1994 г. - в Республике Татарстан, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Омске. Численность личного состава каждого из полков превышает 500 человек. В середине 1996 г. насчитывалось 270 строевых подразделений (в их числе 12 полков и 92 отдельных батальона). К 2001 г. количество полков увеличилось вдвое.

Сегодня отдельный полк ДПС представляет собой высокоорганизованное военизированное формирование, где существует четкое распределение обязанностей, как между командирами всех степеней, так и между подчиненными.

Так, в структуру полка ДПС ГИБДД УВД г. Перми входят два батальона, каждый из которых состоит из четырех рот. Последние делятся на взводы, а те, в свою очередь - на отделения.

Штаб полка включает отделения кадров, административной практики и материально-технического обеспечения, группы розыска, анализа и планирования.

Обеспечена хорошая оснащенность оперативно-техническими средствами и компьютерной техникой. Создана современная материальная база, включающая в себя здания и сооружения для руководства и штаба полка, спортивный комплекс, многосекционный жилой дом, общежитие, гаражи, автозаправочную станцию, объекты сервиса, магазин, столовую, парикмахерскую, стоматологический кабинет.

В 1997 г. полк стал базовым подразделением МВД России по изучению и распространению передового опыта.


В Краснодарском крае все силы и средства ДПС ГИБДД сосредоточены в пяти полках и отдельном батальоне. Налажено эффективное управление силами и средствами. Для обеспечения устойчивой радиосвязи с нарядами на территории края установлены 55 специальных ретрансляторов, эксплуатируется 146 стационарных, 564 автомобильных и 1034 переносных радиостанций. Доведение оперативной информации до всех нарядов ДПС о складывающейся обстановке происходит в считанные минуты.

Все это позволило: повысить постоянную функциональную готовность подразделений, в том числе к действиям в чрезвычайных ситуациях; осуществлять оперативную переброску в любую "горячую" точку необходимых сил и средств, создавая концентрацию усилий ДПС по отработке конкретных участков дорог и населенных пунктов; исключить отвлечение инспекторского состава для использования не по прямому назначению.

Полк ДПС в Татарстане имеет в своем составе батальон и две роты, контролирует дороги федерального и республиканского значения. В его распоряжении 190 патрульных автомобилей. Мобильный экипаж состоит из 3 сотрудников, комплект экипировки включает полный набор необходимых оперативно-технических средств. Личный состав трижды в неделю проходит огневую, физическую и специальную подготовку.

Важными структурными элементами системы ДПС являются обычные стационарные посты и КПМ, оборудованные служебными помещениями и оснащенные специальными и оперативно-техническими средствами, инженерными и другими сооружениями, обеспечивающими, в том числе, защиту от вооруженного нападения.


Как правило, они размещаются на пересечениях автомобильных дорог вблизи границ городов и административных центров субъектов Российской Федерации, а также крупных транспортных узлов. Посты обеспечиваются служебным автотранспортом, компьютерами и линиями связи для работы с базами данных ГИБДД и криминалистических учетов, включаются в единую систему дислокации сил и средств, участвующих в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Личный состав строевых и территориальных подразделений ДПС принимает активное участие в крупномасштабных ("Арсенал", "Трасса", "Антиквариат" и т. д.) и локальных целевых операциях, подготовке и проведении общественно-массовых мероприятий. Так, служба имеет многолетнюю практику обеспечения безопасности дорожного движения при проведении автомобильных, мотоциклетных, велосипедных, легкоатлетических и иных спортивных соревнований на автомобильных дорогах.

Ни в одной сфере общественных отношений не совершается такое огромное количество правонарушений, как в процессе дорожного движения. Собственно на долю ГИБДД приходится до 80% объема административной практики органов внутренних дел. В системе же подразделений государственной инспекции подавляющее количество административных правонарушений выявлено сотрудниками ДПС непосредственно в процессе дорожного движения.


В 1998 г. в среднем по стране из каждых 1000 граждан к 328 предъявлялись претензии по поводу невыполнения ими правил дорожного движения, в том числе к 308 были применены меры административного воздействия.

Основными видами нарушения водителями правил дорожного движения являются превышение установленной скорости, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств.

К сожалению, дорожно-патрульная служба становится одной из самых опасных. Неоднократны случаи гибели и ранения сотрудников при исполнении служебных обязанностей. Почти треть трагических случаев - результат столкновений с преступниками либо их нападений на работников ГИБДД. Автомат и бронежилет стали неотъемлемой частью экипировки инспекторского состава ДПС, а повышение уровня их профессиональной подготовки - актуальной задачей.


Организация и деятельность ДПС в условиях реформирования ГИБДД регламентирована приказами МВД России от 25.202.99г. № 146 и от 20.04.99. № 297.

В частности, новым наставлением по службе определен исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортных средств и порядок действий инспекторов по оказанию помощи (содействия) участникам дорожного движения, улучшение взаимоотношений инспекторов с его участниками.
0031217570728589.html
0031291439275955.html
0031405601394281.html
0031512309380058.html
0031651039678407.html